Джесси Энкамп. 7 причин, почему ваш Бункай (возможно) отстой
Продвигая тему Бункай (практического применения ката в Карате) в некоторых последних сообщениях (для меня каратэ=бункай, если вы еще этого не знали), я много размышлял над тем, какой иногда смешной бункай показывают некоторые каратисты.
Если бы Вы только знали …
Вспоминается случай на показательных выступлениях в Ирландии, где представители стиля Карате Вадо-Рю демонстрировали ката Тинто (в шотокан его знают, как Гангаку) и бункай к ней.
Движением, которое они демонстрировали, был двойной блок Манджи-укэ, когда вы стоите на одной ноге (Цуруаси-дати), как раз перед ударами Чудан Мае-гери и Дзедан Йоко-гери.
Вот фотография для наглядности:
Их версия расшифровки этого движения была настолько абсурдной, что я вряд ли найду слова, чтобы хоть как-то описать свои впечатления.
Готовьтесь.
Они сделали треугольник, известный как Санкаку-дзимэ (sankaku-jime) в дзюдо
На случай, если вы не знаете, как этот удушающий прием выглядит в ММА:
Я был в шоке.
Прямо на татами, эти ребята в своих отутюженных Ги катались по полу, пытаясь применить «треугольник» друг на друге. И все это для того, чтобы показать нам зрителям, то как они «поняли» бункай ката Тинто (Гангаку) в том месте, где выполняется этот прием.
Что ж…
Можно сказать, что они практически правильно поняли смысл этого движения ноги в момент принятия стойки. Хотя я сам в этом не очень уверен. Иногда, ради шутки я и сам применяю такой вариант на своих занятиях.
Смешно это или нет, но факт остается фактом. Эти каратисты не имели понятия о том, как можно правильно расшифровать это движение в ката. Его же не имеют и другие энтузиасты каратисты.
Итак, мы подошли к теме нашей статьи:
7 причин, почему ваш Бункай (возможно) отстой.
1. Вы вешаете ненужные ярлыки на технику.
Блок, сам по себе может быть замком, ударом, броском. Помните это, когда вдруг решите, что «это блок, а значит я должен его применять, как блок» или «это удар, и я должен его использовать как удар».
В ката нет никаких блоков, ударов, стоек, бросков. Там нет техник.
Есть только движения.
Сама идея о том, что каждое движение должно иметь свое название, берет свое начала во времена модернизации каратэ, где существовала необходимость быстро и понятно объяснить смысл одиночного исполнения техники в ката для большого числа людей, в тоже время не вдаваться в лишние подробности практического применения, лежащих под поверхностью.
Так методы и получили свои названия. Учителя больших групп тренирующихся были вынуждены это сделать. Упростить, разделить и назвать для того, чтобы больше времени уделять на отслеживание прогресса своих учеников.
До этого, в старые времена, все было гораздо проще: «Положи руку сюда, поверни, подними, двигайся назад ...»
Так что, все что вам потребуется, это забыть все, что связано с названием той или иной техники. Потому что это будет ограничивать вас в поиске эффективных решений.
— нет никаких ударов, есть движение руки вперед;
— нет стойки «кошки», есть перенос тела на заднюю ногу;
— нет удара ногой, есть движение поднимания и выпрямления ноги.
Помните — движения.
И вам откроется совершенно новый мир возможностей ката.
2. Вы предполагаете, что ваш противник физически слабее вас.
Система самообороны должна исходить из того, что нападающий всегда будет сильнее вас. Карлик с руками, как блинчики с начинкой, скорее всего не нападет на вас. Если конечно он не пьяный.
Большие люди нападают на маленьких, сильные на слабых. Это естественный отбор в чистом виде.
Так что не делайте бункай, который позволяет физически легко скрутить человека, так как это сделают в реальности несколько полицейских. Не следует исходить и из того, что вам будет достаточно легкого движения, чтобы вырубить противника. Не пытайтесь применять техники полагая, что ваш противник не будет сопротивляться.
Если ваш бункай не сможет применить десятилетняя девочка, значит вы делаете что-то неправильно. Настоящее боевое искусство предполагает, что нападающий будет сильнее вас. В противном случае, это уже не самооборона, а простое хулиганство. А вам, чтобы нападать на слабых, бункай не нужен.
3. Вы цепляетесь к мелким и бессмысленным деталям.
«Но Джесси-Сан, я не могу этого сделать! В нашем стиле рука сжата в кулак и мы не должны раскрывать его в ладонь»
Пожалуйста, не следуйте за такими школами.
Сама по себе идея о том, что в течении многих столетий передачи ваша ката могла быть (намеренно или нет) изменена, у меня не вызывала вопросов. Я уверен, что Хигаона Канре, «отец Наха-Тэ», заменил раскрытые ладони в ката Санчин на кулаки, что в последствии и перешло в современное Годзю-Рю. Я уж не говорю про Анко Итосу и ранних представителей Японской Ассоциации Карате (JKA).
Так перестаньте же цепляться к таким деталям.
Возьмите к примеру движение Какэ-тэ «Рука-крюк». Это хватающее движение может выглядеть в ката, как с открытой ладонью перед самим захватом, так и сжатой в кулак, когда захват уже произошел или в открытом и закрытом виде (в Карате Рюрей-Рю используется хватающее движение васи-зуками). Три разных движения могут представлять собой один и тот же захват.
Тот же блок Сюто-укэ может с легкостью превратиться в Какэ-тэ, если вы слегка довернете кисть. Если подходит, то делайте это. Если один сенсей решил показывать какое то движение определенным образом, это еще не значит, что настоящее его применение будет отличаться от версии другого из-за того, что в одиночном исполнении оно выглядит немного иначе.
Иногда, рассматривая вариант с открытой ладонью, как кулак может привести к необычным находкам. Попробуйте, и кто знает, что еще вы найдете сами?!
5. Вера в секретные техники специально скрытые мастерами от непосвященных.
В том бункай того движения из ката Тинто (Гангаку) нет треугольника из из Бразильского Джиу-Джитсу. На самом деле, те парни сделали утку из перьев (прим. — здесь подразумевается, что это плод их воображения не имеющей связи с реальностью, аналог «высосано из пальца»).
Но люди продолжают убеждать себя, и хуже всего, убеждать других в том, что в ката есть скрытый смысл, который, судя по всему после просветления (а может прихода?), должен открыться спустя какое то время.
Я уже писал раньше и не заставляйте меня повторяться.
Нет никаких секретных техник, которые специально скрывают мастера от посторонних и не желают, чтобы о них узнали. Эксперименты с деталями (см. пункт 4 (в оригинале статьи пункта 4 нет, соответственно нужно смотреть пункт 3)), которые уже присутствуют в ката и собственные фантазии, это две разные вещи.
Иногда мне кажется, что люди специально спекулируют на подобных вещах, вместо того, чтобы внимательнее подумать над тем, что они видят на самом деле и не усложнять. Бритва Оккама и принцип проектирования (KISS principle) в помощь.
6. Вы выбрали не ту ката.
Если вы попросите меня показать бункай для какой то определенной ката, то вероятность того, что я это сделаю будет небольшой.
Все потому, что в основном я работаю с ката «старого карате».
Я не заморачиваюсь над ката после модернизации Итосу, современного Годзю-Рю, Сетокан, Вадо-Рю, Сито-Рю, Серин-Рю. Все эти стили имеют лишь несколько ката с которым можно реально работать. Остальное просто подобие ката.
Но прежде чем вы начнете возмущаться, поймите, что говоря это я утрирую.
Наверняка в Пинан (Хэйан), Бассай, Кусанку, Гекисай, Супаринпей, Сейсан, Тинто, Сочин и других современных интерпретаций ката старой школы окинавского карате, есть хороший бункай и не мало. Серьезно, наверняка есть.
Я просто не нашел его.
По крайней мере, если я не включу свою фантазию.
Все потому, что Анко Итосу вводя Карате в школьную программу, изменил ката, убрав оттуда все самое эффективное. Все, что он сделал, это упростил 20 с лишним ката для школьной программы. А мы до сих пор их практикуем в таком упрощенном виде.
Представьте себе картину, вы пьете кофе и отпив половину, доливаете воду в чашку, чтобы наполнить ее, а потом еще и еще. Теперь вы должны понять о чем я хочу сказать.
Поверьте, когда вы видели оригинальные версии некоторых ката на Окинаве, все остальное покажется скучным и не интересным. Разбавленным.
Итак, что я хочу сказать. Когда вы приходите к тому, что все ваши попытки расшифровать ката стали бесполезными, а ваши варианты не предполагают ничего, кроме банальных ударов, пинков в пах, тычков в глаза и т.п., не расстраивайтесь.
Скорее всего вы выбрали «неправильное» ката.
Упрощенные школьные ката дают упрощенный бункай, буквально то, что лежит на поверхности. Я думаю именно по этой причине и возникают разговоры о «секретных» техниках в ката.
7. Вы не обращаете внимания на свою вторую половину тела.
Некоторые, и не без причины, думают, что мастера создавшие ката, сделали их бесполезными и непрактичными для настоящего боя.
Но я так не думаю.
Например задняя рука во время удара для меня является такой же важной как и сам удар. Если вы бьете одной рукой, то другой тянете на себя. Не так ли? Хики-тэ собственно и значит, потянуть за руку.
Интересный факт, что это действие было обычной практикой в старом карате на турнирах JKA в Японии. Где бойцы хватали и держали соперников за Ги одной рукой, а другой наносили удары.
Так почему же сейчас, мы прекратили это делать в бункай?
Представители других боевых искусств всегда критиковали карате за то, что не эффективно, да и нет ни какого смысла держать вторую руку на бедре. Или где-то еще, где в этом нет необходимости. Я с этим согласен. Нет никакого смысла. Рука не должна лежать мертвым грузом на бедре в тот момент, когда она не принимает активных действий. Лучше в этот момент защищать лицо.
Рука на бедре, не мертвая рука. Как и любая другая часть тела. Все имеет свое предназначение. Обе стороны должны выполнять свою работу, если вы не калека конечно.
Давайте перестанем быть мастерами выглядеть глупо!
И это все на сегодня.
Я назвал 7 причин, но знайте, есть еще много нюансов, которые следует принимать во внимание, чтобы лучше понимать ката и чтобы ваш бункай был эффективным.
Об авторе
Джесси Энкамп — или, как он сам себя называет, «каратист-ботаник».
Свой путь каратиста он начал с детства. Можно сказать, что карате впитал с молоком матери. Которая будучи беременной продолжала посещать тренировки в Додзе, где в последствии он и сам стал заниматься.
Со временем его увлечение переросло в дело своей жизни и он принимает решение переехать на Окинаву, для изучения культуры Японии и японского языка, а так же получать знания по Карате из первых рук у традиционных мастеров.
Во время своего пребывания, он делал заметки, которые в последствии легли в основу блога karatebyjesse.com. Сейчас этот ресурс объединяет тысячи ищущих знаний поклонников Карате.
В 2009 году он возвращается на родину и начинает выступать за сборную Швеции в турнирах по каратэ WKF неоднократно занимая призовые места на престижных соревнованиях.
Продолжает регулярно посещать мастеров на Окинаве для продолжения обучения традиционному Карате и исследовательской работы.
На данный момент он много путешествует по миру с целью расширить свои знания по всем аспектам Карате. Этими знаниями он делится в своих книгах и на проводимых им семинарах.
Является автором бестселлера и хита продаж на Амазон «Код каратэ».
Основатель Сейсин Интренешнл, мирового лидера в области Карате и бренда по выпуску Карате Ги Сейсин.