Беседы о Юнчунь Байхэ Цюань: интервью с Андреем Огневым о кунг-фу стиля «Бой белого журавля из Юнчунь»

Беседы о  Юнчунь Байхэ Цюань: интервью с Андреем Огневым о кунг-фу стиля «Бой белого журавля из Юнчунь»

Интервью с мастером кунг-фу Юнчунь Байхэ Цюань, Андреем Огневым, о своем пути в школу и о том, что такое бой белого журавля, как и какую технику используют бойцы этого стиля. 

Андрей Огнев — официальный представитель и глава школы в России Юнчунь Байхэ Цюань по линии Сифу Паня Чен Миао.

Часть первая: Знакомство и краткая история стиля

Как давно вы занимаетесь Юнчунь Байхэ Цюань и что послужило причиной заниматься именно этим стилем?

Занимаюсь ушу с 1991 года, до этого бокс и карате кекушинкай. В 2009 году на Окинаве в 2-х недельном семинаре по стилю карате Уэчи рю, самый молодой на Окинаве и больше всего близок к Китайскому ушу. Там мастер рассказал, что основа стиля это китайский стиль белого журавля. Стиль очень понравился и захотелось найти первоисточник. Так я вышел на своего мастера Пань Чен Миа.

Мастер ушу Юнчунь Байхэ Цюань, Пань Чен Миа.

У какого мастера Уэти-рю вы занимались?

Мастер Кацудзи Тамаёсе.

Как вы попали к мастеру Пань Чен Миа? Ведь есть же и другие мастера журавля.

Было два варианта, Мастер Пань Чен Миа и мастер Суинь Хан. Я выбрал мастера Пань. Повлиял на мой выбор и совет моего товарища Смирнова Григория который был в Китае у Ярань сифу и очень хорошо о нем отзывался. Мне очень повезло с выбором.

В чем заключается ваше везение?

Многие традиционные стили меняются и не всегда в лучшую сторону. Меняются в угоду соревнований и массовости. Мне повезло в том, что я стал заниматься с учителем, когда этой моды еще не было. Мне часто показывают, так было и вот теперь так, чтобы было красиво.

Вы можете рассказать немного о мастере Пань Чен Миа?

Шифу Пань Чен Миао является потомственным мастером ушу. Начал заниматься под руководством своего отца Пань Сяо Дэ с 9 лет. Является патриархом стиля Юнчунь Байхэ Цюань в Китае, признанного народным достоянием провинции Фуцзянь. Обладатель высшей степени мастерства в ушу — 9 дуань. Директор Дворца ушу «Вэнгунцы» — института боевых искусств. Председатель международной аттестационной ассоциации ушу и вице президентом федерации «Юнчунь БайХэ Цюань» Китая.

Музей Байхэ Цюань, что это за музей, какая у него цель? Это как «святое место» для паломничества поклонников стиля или он выполняет и другие функции, например научные исследования?

Да, как и исторический музей, он выполняет социальные, научные, воспитательные и другие функции присущие музеям. Он создает связь между эпохами, интегрируя прошлое в настоящее, рассказывает о прошедших событиях связанных с развитием стиля и сохраняет исторические документы.

То есть там не просто выставка экспонатов, но и параллельно ведутся исследования стиля?

Да, ведутся.

Вы можете вкратце рассказать историю Байхэ и вашего направления?

Вы наверняка слышали легенду о том, как возник стиль. Повторяться я не буду. Расскажу лучше о другом более позднем периоде, который имеет большее значение в истории стиля.

В период правления Канси, Фан Цинян со своим мужем вернулась в родные края. В тот период они взяли на обучение 28 учеников из местных кланов, которые в последствии стали известны как «28 молодцов».

Цзэн Сы, муж Фан Цинян, воспитал и других одаренных учеников, которых в народе прозвали «первые пять тигров».

Позднее в Юнчунь с Тайваня приехал мастер Байцзи из которой в наш стиль перешла концепция «комок энергии дает силу», благодаря чему техника вышла на другой качественный уровень, где стали преобладать мощные короткие удары, как комок выброса силы. В последствии, обновленная система была передана «вторым пяти тиграм», одним из которых был Пань Чжен, освоивший концепцию тайваньского мастера.

Ветвь семьи Пань одна из самых ортодоксальных, где порядка 350 лет сохраняются традиции стиля из поколения в поколение.

Пань Чен Миао показывает своё имя и ветвь развития байхэ семьи Пань в музее Байхэ Цюань.

Пань Чен Миао показывает своё имя и ветвь развития байхэ семьи Пань в музее Байхэ Цюань.

Вспоминаю один случай.

На соревнованиях в 2016г. участвовали два мастера из Малазии, учитель которых обучался у мастера школы Юнчунь Байхэ Цюань Пань Сяо Дэ (Pan Xiao De). Когда эти мастера на соревнованиях стали выполнять таолу, то я не узнал школу. Не узнавал и спрашивал себя: «Почему так изменился у них стиль журавля, ведь прошло всего-то около 60-ти лет?» Я считаю, что на это повлиял отрыв от корней, и видимо в какой-то момент стали добавляться элементы из местных направлений.

Мастер Пань Чен Мио рассказал, что знания школы Юнчунь Байхэ за триста лет с торговцами и переселенцами распространились по всему Китаю. Часто знания были неполными, и часто туда вливались элементы других школ кунг-фу. На сегодняшний день школы журавля очень разнообразны и отличаются друг от друга, как по формам, так и по содержанию. Именно это я и увидел на соревнованиях.

Было интересно и познавательно увидеть, как изменился стиль в школах Малайзии, Гонконга, Сингапура и других регионах. В некоторых школах еще можно было заметить тонкую нить байхэ и узнать в них что-то родственное. Но были и такие, глядя на которые, я бы не смог сказать, что это журавль, если бы не знал их названия.

За время своего существования, стиль Юнчунь Байхэ Цюань разделился на много самостоятельных направлений. Часть школ ушу имеют в основе Юнчунь Байхэ, а другие пополнили арсенал техникой и принципами стиля.

В Китае есть поговорка: «Чем дальше от Юнчуня, тем журавль «серее».

Насколько верно утверждение, что известный стиль Винчун имеет общие корни с Юнчунь Байхэ?

По этому поводу, в Китае велись различные независимые исследования различными людьми и коллективами, которые подтвердили, что да, Винчунь (Юнчунь цюань) произошел от Юнчунь Байхэ Цюань.

Часть вторая: особенности техники стиля

С чего начинается Байхэ цюань?

Юнчунь Байхэ цюань начинается с саньчжань (санчин по яп.). Мастер Пань рассказывал, что течении первых трех лет практиковал только саньчжань, добавляя при этом, что его надо делать постоянно и много раз. В него заложено база и прежде всего это триединство «земля-человек-небо».
На физическом уровне — единство ног, корпуса, рук.
На ментальном уровне — энергия, дух, душа.

Когда в человеке все эти составляющие работают слаженно, то это кунг-фу. Без этого фундамента не будет байхэ, а будет дерганье руками и ногами. На этом таолу строится вся дальнейшая техника стиля. Все принципы стиля заложены в этом коротком, но очень емком и не простом комплексе.

Старые мастера говорили, что в саньчжане есть все. Именно поэтому наставники очень трепетно относятся к его технике выполнения.

Получается, что Саньчжан, это самая главная форма байхэ?

Да. В саньжань выстраивается все тело и в нем заложены основы всей техники защиты и нападения стиля. Таолу высших уровней являются прямым развитием саньчжань, в которых навешивается белее сложная техника. Можно сказать, что саньчжань, это фундамент дома на котором возводится все остальное и если фундамент будет плохой, то и дом будет кривым.

Саньчжань в исполнении Андрея Огнева

Саньчжань в исполнении Андрея Огнева

Саньчжань — это база, цзыбеньгун. Все остальные формы выполняются на его основе. Там ставится стойка, перемещения, дыхание. Происходит связь трех составляющих физического начала — ноги, корпус, руки с головой. Вместе с этим единство тела, сознания и духа, именно поэтому он и называется саньчжань — три битвы.

Понятно, что в России изучать кунг-фу Байхэ цюань необходимо под непосредственным вашим руководством, и это лучший вариант, но что делать тем, кто живет за пределами Москвы? Есть ли у вас филиалы в других городах или вы проводите семинары?

Филиалы есть в Архангельске, Волгограде, Киржаче, Тамбове и Одессе. Семинары я тоже провожу, но делаю их редко.

Какой шанс добиться успехов в тренировках после семинаров? Все таки человек не будет находиться под присмотром.

Шанс зависит прежде всего от самого человека, его опыта в других видах, способности и трудолюбии. На начальном этапе обучению стилю дается полная геометрия стоек и основы всего стиля, если приложить на этом моменте трудолюбие и усердие, то естественно шансов будет больше. Важным моментом является и то, сколько раз в год ученик сможет приезжать для корректировки своей техники.

Тренировки ушу Юнчунь Байхэ Цюань с Андреем Огневым

Говоря про опыт в других видах, вы хотите сказать, что с нуля лучше не стоит изучать журавля или подразумевается что-то другое?

Не совсем так. Сложно будет изучать с помощью прохождения семинаров. Раньше мы проводили выездные летние семинары 10-14 дней по 3 тренировки в день. После такого тренинга получалось давать базу и уже после этого можно изучать дистанционно. Такое обучение будет очень и очень сложно если ученик вообще ни чем не занимался. Именно поэтому с нуля лучше все в группе на постоянной основе.

Сколько раз в год необходимо приезжать для корректировки своей техники?

Минимум 3-5 раз при условие полного погружения в течение дня ( 2-3 тренировки 5-6 часов).

А есть какое-то предпочтение к каким-то стилям в качестве предварительного опыта или подойдет любой из области спортивных единоборств или традиционных систем?
Допустим, боксом будет хорошим подспорьем?

Бокс? Да будет. Байхэ наверное единственный стиль (я за свою жизнь других не видел), в котором в таолу (ката) бьются удары снизу и боковые аналогичные боксерским. Да и после бокса (сам бывший боксер поэтому) человеку легче понимать принципы ударов руками.

Про бокс в целом понятно, что подходит, но это один из возможных примеров. Однако не совсем ясно про другие, например вольная борьба, спортивное ушу, тхэквондо и др.

Лучше именно ударные стили, чем борьба, и чем ближе к Байхэ тем лучше. По поводу карате, часто приходят из других школ для того, что бы посмотреть прочувствовать на себе Байхэ цюань, попробовать наш саньчжань, сравнить со своим, посмотреть отличия и т.д.

Исходя из предыдущего вопроса возникает следующий. Что для себя может получить представитель другого стиля занимаясь Байхэ в качестве факультатива? Имеется ввиду получение дополнительных навыков в технике и тактике. Например, что именно найдет боксер для себя?

Боксер найдет другой взгляд на нанесение ударов и другие принципы, расширит кругозор. Изучать ему будет легче потому, что он уже знает свою дистанцию и уже умеет наносить удары, чему новичка приходится долго учить.

Как понимать фразу, «найдет другой взгляд на нанесение ударов»?

Например в некоторых ударах концентрирую внимание на локте, а в других на плечах (то есть удар начинается с плеч). Если вы видите, как мастер кунг-фу стиля журавля выполняет толчок двумя руками, то это еще не значит, что он будет именно толкать противника. Это внешняя форма, в которой существует и свое внутренне наполнение, которое может меняться в зависимости от ситуации, и толчок может превратиться в мощный и сильный по воздействию удар, в котором участвуют плечи, корпус, да и вообще все тело и он проходит через технику где есть не только удары. Не забывайте, Байхэ — это прежде всего средний и ближний бой, где есть и другие воздействия на противника.

Вы говорите, «он проходит через технику где есть и не только удары», — это может означать, что например боксер или ударник, с занятиями байхэ получит в свой арсенал дополнительные техники?

Да, так и есть, к имеющимся знаниям они еще получат хороший бонус.

Вы говорите, что, «Байхэ — это прежде всего средний и ближний бой, где есть и другие воздействия на противника», — в чем это проявляется? Это какие-то уникальные технические элементы, тактические схемы или что-то еще?

Да, это именно то, что может расширить арсенал любого бойца. Например, мы резко идем на сближение и вяжем руки противника с последующей контратакой, рвем дистанцию и опять сближение. Для подобной тактики мы используем «липкие руки», но они отличаются от тех, что в известном стиле Вин чун, они более жестки.

Очень много техник завязано на крепких руках, для чего очень много времени уделяют набивке предплечий, которые применяются для защиты и нанесения повреждений противнику.

Очень хорошо это будет проявляться в ближнем бою, где техника и тактика взаимосвязаны между собой способом входа и контролем рук соперника, если это ближняя или средняя дистанция. При этом я вхожу не для возни в клинче, а для конкретных действий, будь то удар, залом или захват. В отличии от спорта, в Байхэ не ставиться цель перейти в позиционную борьбу. Все может закончится обыкновенным рывком за руку, что уже может привести к выдергиванию руки из плечевого сустава.

Есть в арсенале и травмоопасные техники — удары по глазам, вискам, в горло, по мочевому пузырю (его не закрывает пресс) и захват кадыка (вырывание уж больно жутко звучит). А для развития хватов и укрепления пальцев есть определенные методики, которым не одна сотня лет.

Или удар ребром в кадык (конечная фаза саньчжань) так же может привезти к очень печальным последствиям. Я когда изучал этот удар, сначала не понимал всех его тонкостей, но со временем он полностью раскрылся. Это движение можно использовать, как удар или блок.

Многие не понимают, как его можно использовать. В саньчжань это движение выполняется параллельно земле и может показаться, что все техники в таолу очень условные и соответственно малоприменимые в бою. Но это не так. Все движения в формах это лишь паттерн для отработки техник. В реальности этот удар может выполняться в любом направление в зависимости от ситуации и задач. Достаточно изменить угол направления ноги, в следствии чего произойдет разворот в корпусе, который направит удар в сторону.

Можно сделать вывод о том, что занятия журавлем могут развить навыки, которые будут работать и на улице и в спорте?

Да вывод правильный — и для спорта, и для улицы. Сейчас мы заказали защитное оборудование для работы в парах в полный контакт. Подобную практику я уже ввел у себя в Москве, со временем это будет и в филиалах. То есть мы будем работать и по спортивным правилам тоже.

Тренировки по кунг-фу Юнчунь Байхэ Цюань в группе

Вы можете описать свою тренировку?

Утром начинаю с набивки это минимум 20 минут. Набивку делаю на манекене, набиваю предплечья с двух сторон. За это время, как раз окончательно просыпаюсь.

Затем выполняю специальные упражнения для плеч, которые не являются методиками стиля журавля, но необходимы мне для восстановления после ранее полученных травм. После чего перехожу к макиваре и отрабатываю удары.

Обязательно, каждую тренировку делаю Саньчжань.

В конце тренировки прорабатываю то, что требует доработки и заканчиваю все медитацией.

Вторая тренировка проходит уже в зале, где я работаю на снарядах, с традиционным оружием и опять работа над ошибками.

Приходилось ли вам применять свои навыки в реальной жизни?

Журавля к моей радости нет

В завершении, какой совет вы бы дали изучающим боевые искусства?

Если вы определились с боевым искусством и хорошим тренером, то прежде всего дисциплина, от нее и успех в спорте и в жизни. И еще, традиционные боевые искусства это не спорт, это часть вашей жизни, и борьбу ведете прежде всего с самим собой. Старайтесь каждый день быть чуть лучше чем вчера.

6811
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Новое видео

Самооборона: пинки и блокирование ног. Джим Вагнер
Смотреть видео
01:03:48

Самооборона: пинки и блокирование ног. Джим Вагнер

В этом видео Джима Вагнера дается простая и эффективная методика самообороны с помощью пинков и блокирования ног. Вы узнаете 10 основных направлений атаки ногами для развития своих действий и 3 метода блокирования ног. Простые и эффе...
Самооборона: работа на короткой дистанции. Обучающий фильм Сальваторе Олива о применении липких рук
Смотреть видео
01:12:44

Самооборона: работа на короткой дистанции. Обучающий фильм Сальваторе Олива о применении липких рук

Сальваторе Олива, инструктор рукопашного боя полиции, объясняет применение липких рук с использованием захватов, ловушек, коротких ударов в уличной драке на короткой дистанции в ближнем бою. 
Обработка рук йодом при снарядной подготовке
Смотреть видео
00:04:54
HD

Обработка рук йодом при снарядной подготовке

Обработка йодом некоторых участков кожи на руках при регулярной работе на снарядах (особенно в протекторах) — это весьма полезная процедура, преследующая 2-е основные цели:1. подсушивание «набрякшего» от пота ороговевшего слоя кожи на...
Трещины на кулаках. Профилактика и лечение
Смотреть видео
01:04:18

Трещины на кулаках. Профилактика и лечение

Профилактика и лечение осложнений, связанных и ороговеванием эпителия кожи над ударными поверхностями, при набивке, закалке и укреплении последних. Всё, о чём говорится в этой лекции, актуально для всех ударных поверхностей...
ММА и кроссфит после 30-40-50 лет
Смотреть видео
00:22:04
HD

ММА и кроссфит после 30-40-50 лет

Многие мужчины хотели бы заняться ММА и кроссфитом. Нет, не для спортивных достижений, а для себя лично, для своего развития. Занятия боевыми искусствами - это одно из самых брутальных занятий для настоящих мужчин. Но как начать? Смогу ли я...
ИЦЮАНЬ И КЁКУСИНКАЙ. СЕМИНАР В ПЕНЗЕ (2012)
Смотреть видео
00:13:09
HD

ИЦЮАНЬ И КЁКУСИНКАЙ. СЕМИНАР В ПЕНЗЕ (2012)

Разбор применения методов Ицюань в поединках. Семинар по Ицюань под руководством Анатолия Криводедова (4 дан) в Пензенской региональной общественной организации Кёкусинкай (2012 год). #Ицюань #Саньшоу #Кёкусинкай
(16) ИЦЮАНЬ-КЁКУСИНКАЙ (2 СЕЗОН)
Смотреть видео
00:01:25
HD

(16) ИЦЮАНЬ-КЁКУСИНКАЙ (2 СЕЗОН)

(15) Хуньюань Чжуан - Универсальный боевой столб. Правка столба. Семинар по Ицюань под руководством Анатолия Криводедова в Архангельской региональной общественной организации Кёкусинкай. #Ицюань #Цигун #Кёкусинкай
(15) ИЦЮАНЬ КЁКУСИНКАЙ (2 СЕЗОН)
Смотреть видео
00:03:40
HD

(15) ИЦЮАНЬ КЁКУСИНКАЙ (2 СЕЗОН)

(15) Хуньюань Чжуан - Универсальный боевой столб. Семинар по Ицюань под руководством Анатолия Криводедова в Архангельской региональной общественной организации Кёкусинкай. #Ицюань #Цигун #Кёкусинкай
(14) ИЦЮАНЬ-КЁКУСИНКАЙ (2 СЕЗОН)
Смотреть видео
00:05:35
HD

(14) ИЦЮАНЬ-КЁКУСИНКАЙ (2 СЕЗОН)

(14) Повторение столбов Ченбао Чжуан и Тибао Чжуан (Обхватывающего и Поддерживающего). Семинар по Ицюань под руководством Анатолия Криводедова в Архангельской региональной общественной организации Кёкусинкай. #Ицюань #Цигун #Кёкусинк...
(13) ИЦЮАНЬ-КЁКУСИНКАЙ (2 СЕЗОН)
Смотреть видео
00:02:51
HD

(13) ИЦЮАНЬ-КЁКУСИНКАЙ (2 СЕЗОН)

(13) Третья часть объяснений по методу Ицюань "Толкающие руки" (Туйшоу). Вариант "Одиночные толкающие руки" - Дань Туйшоу. Семинар по Ицюань под руководством Анатолия Криводедова в Архангельской региональной общественной организации Кёкуси...
(12) ИЦЮАНЬ-КЁКУСИНКАЙ (2 СЕЗОН)
Смотреть видео
00:02:22
HD

(12) ИЦЮАНЬ-КЁКУСИНКАЙ (2 СЕЗОН)

(12) Вторая часть объяснений по методу Ицюань "Толкающие руки" (Туйшоу). Вариант "Одиночные толкающие руки" - Дань Туйшоу. Семинар по Ицюань под руководством Анатолия Криводедова в Архангельской региональной общественной организации Кёкуси...
(11) ИЦЮАНЬ-КЁКУСИНКАЙ (2 СЕЗОН)
Смотреть видео
00:06:37
HD

(11) ИЦЮАНЬ-КЁКУСИНКАЙ (2 СЕЗОН)

(11) Первая часть объяснений по методу Ицюань "Толкающие руки" (Туйшоу). Вариант "Одиночные толкающие руки" - Дань Туйшоу. Семинар по Ицюань под руководством Анатолия Криводедова в Архангельской региональной общественной организации Кёкуси...