Техника и тактика стиля ушу Байхэ Цюань
Предисловие
Мир ушу провинции Фуцзянь чрезвычайно богат. Перечисление одних только названий стилей, по объему будет, как отдельная статья. Но несмотря на такое разнообразие и существующие различия между Фуцзяньскими стилями, они имеют много общего в базовых принципах, методах обучения, техники и тактике поединка. Это также может подтвердить и наличие схожих по названию и структуре таолу в разных стилях этого региона, а форма Саньчжань есть практически везде.
Таолу в свою очередь, являются основой подготовки любого стиля ушу, а также являются источником техники и тактики. Исходя из этого утверждения, на примере Юнчунь Байхэ Цюань — «Кулак белого журавля из Юнчунь», попробуем разобраться, какая техника и тактика присущи этому и многим другим стилям провинции Фуцзянь. В роли консультанта выступил Андрей Огнев — официальный представитель и глава школы в России Юнчунь Байхэ Цюань по линии Сифу Паня Чен Миао.
О значении таолу
Прежде, чем перейти к разбору техники и тактики стиля Байхэ, для начала выясним, с какой целью были введены формальные комплексы в обучение и для чего они нужны.
Бытует версия, что формы это аналог боя с тенью в боксе, где исполняющий «ведет бой» с несколькими противниками. Однако вынуждены не согласиться с этим. Связано это с тем, что:
— Боец выполняющий ката (формальные комплексы в карате) выполняет действия по заданной схеме. В то время, как бой с тенью ведется в произвольной форме, что больше подходит под определения боя.
— Многие таолу внешне мало чего общего имеют с ведением поединка с одним или несколькими противниками. Например известный стиль Багуачжан, где боец выполняя комплекс в каждой связке шагает по кругу, что будет чрезмерным в реальной ситуации.
— Некоторые формы выполняются в одном направлении, в то время, как в драке могут нападать с разных сторон.
— В некоторых «дорожках» ряда комплексов одна и та же «форма» повторяется многократно, что характерно для большинства стилей ушу провинции Фуцзянь и не только.
— Выполнение некоторых движений в части стилей идет с заметным преобладанием ярко выраженной, более гимнастической, чем боевой, манере выполнения движений. Особенно часто, это можно увидеть в современных спортивных стилях ушу, каратэ, тхэквондо.
Получается, что в случае с боксом учишь базовую технику и учишься комбинировать ее в свободной форме. В традиционных же восточных стилях, кроме базовой техники, учишь форму, а потом учишься применять ее в виде разучивания расшифровок. Исходя из этого можно предположить, что смысл в ката заключается не в бое с тенью, а в другом.
Начнем с того, что любой стиль имеет свою культуру движений, которая связана с его набором техник и тактик. Бокс, с его классическими тремя ударами, не исключение. Кроме ударов существует ряд перемещений, защит и др. элементов. Их малое количество делает возможным обойтись разучиванием комбинаций и практикой боя с тенью (про спарринги не пишем, но учитываем). Все это позволяет спортсмену достаточно эффективно реагировать на ринге.
Но в боксе нет бросков, сваливаний и наконец партера. Чего нельзя сказать про традиционные стили, где это все присутствует наравне с ударами. Исходя из этого, ученик должен сначала выучить базовую технику, а потом учиться ее комбинировать между собой. Это же мы видим и в современных смешанных стилях. «А причем здесь ката?», — спросите вы.
Дело в том, что таолу — это не набор приемов или действий, а комплекс движений основанных на «движке» стиля. Это как чертеж какой-то сложной детали, в котором не отображены мелкие, но для которых существуют свои деталировочные чертежи или эскизы (базовые техники). Таолу, как двигательная модель боевых движений, где общая картина будет совпадать, но детали (сами приемы) могут быть опущены.
Многократное исполнение форм ушу или каратэ, приводит к тому, что у человека меняется повседневный двигательный стереотип на свойственный тому стилю, которым он занимается. Человек начинает по другому перемещаться, держать руки или выполнять движения, и это видно по тем, кто уже давно занимается.
Ко всему прочему, движения в формах зачастую не сами приемы, а корни или даже заготовки для приемов из которых может получиться любое другое действие, чем то, как оно изначально выглядит в комплексе. Именно поэтому, старые мастера говорят о множестве расшифровок таолу, появляющихся после их длительной практики. Таким образом происходит их более глубокое раскрытие, что позволяет получить бо́льшую свободу в своих действиях, чем простое выполнение связки блок-удар.
Чем могут помочь формальные комплексы в тренировочном процессе:
— Освоение двигательной базы стиля;
— Освоение базовой техники;
— Освоение комбинаций ударов, бросков, болевых и других техник;
— Развитие комбинаторики и умение переходить от техники к технике;
— Развитие координации;
— Использование в качестве разминки или утренней гимнастики;
— Силовая подготовка (в некоторых стилях практикуется выполнение с различной степенью мышечного напряжения и/или с использованием снарядов);
— Психологическая подготовка, медитация, контроль над состоянием.
— Оздоровительная функция. Наверное многие видели, в живую или на видео, мастеров преклонного возраста, которые регулярно выполняют ката, что позволяет им поддерживать достаточную для их возраста физическую форму.
Стоит отметить, что простое и бездумное выполнение формальных комплексов не дает описанных выше результатов. Сами по себе, это просто движения, от которых максимум можно изучить небольшое количество базовой техники и восполнить нехватку двигательной активности, которая имеет место в современном мире.
Традиционно, каждая форма может иметь свой конкретный смысл. Изученное таолу может предназначаться для определенной тактики боя с определенным набором действий характерных для этой тактики, и их нужно изучать правильно. Передача знаний не должна сопровождаться простым показом движений, а сопровождаться грамотными объяснениями применения этих движений.
Представьте ситуацию, когда ваш ребенок начал учиться читать и писать, но при этом он запоминает только буквы и их звучание, а когда читает, то не вникает в смысл прочитанного. Много будет ему пользы от такого чтения? Пожалуй нет. Если сразу вместе с изучением букв он не будет учиться понимать смысл прочитанного и не знать значения многих слов, которые будут встречаться в тексте, то ему будет сложно общаться с помощью письма. А все его чтение потеряет большую часть смысла, который хотел донести автор.
Так будет происходить с любыми знаниями, к которым можно смело отнести и ката. Человек может изучить много ката, но с какой целью он будет их делать, не будет знать. А все его попытки научиться их применять сведутся к тому, что он будет расшифровывать не с помощью полученных знаний от учителя или исходя из своего опыта, а на основании своих умозрительных выводов. Что в итоге может привести к разочарованию в занятиях.
Чтобы этого не происходило, будьте внимательными на тренировках и не стесняйтесь задавать вопросы тренеру. Хороший учитель всегда расскажет и объяснит то, что он показывает. Просто выучить движения недостаточно. Важно понять их смысл. Тогда ваши знания станут умением, а ваши тренировки будут гораздо эффективнее.
Техника и тактика стиля Байхэ цюань
Перейдем к таолу Байхэ цюань и посмотрим, какая техника и тактика свойственна этому стилю.
Первое, что бросается в глаза, это систему построения комплексов — они как бы сделаны из кирпичиков, но на самом деле, здесь больше подойдет термин паттерн. В отличие от большинства стилей, где в формах идет последовательность движений от одного к другому, здесь все происходит иначе. Боец в одной позиции выполняет ряд движений, после чего переходит в другую и т.д. В последствии с повышением уровня добавляются новые паттерны с новыми движениями и/или развитием уже заученных ранее. Скорее всего так было задумано для того, чтобы ученик мог легко переходить от простого к сложному при этом не разрывая связь с материалом изученным ранее.
Здесь также можно увидеть и тактику стиля, эффективную, особенно для применения на улице. Смысл которой заключается в работе на дистанции борьбы в стойке или в клинче, то есть ближнего боя. Это начинает отслеживаться уже с самой первой формы Саньчжань. Где отчетливо видны элементы боя на данной дистанции в виде толчков, рывков, ударов ладонями и подставками локтей. Кстати последние можно использовать, как надавливания на горло противника в случае, если он прижат к стене или другому препятствию спиной, то есть удушению, а свободной рукой бить где есть открытое место.
Боец может запирать руки противника, для чего и служит базовое положение рук в формах. В результате взаимодействия с противником он путем отводов и переводов рук, ставит в неудобное положение оппонента, создавая бреши в его обороне и сковывая движения. После чего проводит удар, бросок или другие действия. Далее он может просто сорвать дистанцию и перейти на другого противника, для этого есть смена направления движений в формах. Если противник один, то можно добивать, пока охоту драться или что-нибудь в теле не отобьешь)))
В таолу «белого журавля» присутствуют различные движения, которые на первый взгляд мало понятны неопытному взгляду, но при детальном разборе начинаешь улавливать в них полезные вещи для боя на ближней дистанции с участием захватов. По сути чем то напоминает ранее упоминаемую борьбу в стойке, но с наличием ударов.
Очень много захватов, а так же освобождений от захватов, срывов захватов и воздействий на суставы. Такие элементы часто можно увидеть в борьбе, когда борцы пытаются выйти на бросок или выполнить перевод на пол. Так же есть броски, различного рода подсечки, подножки, обвивы ногой. Говоря другими словами, то, с помощью чего можно уронить человека на землю, но самому не переходить на борьбу в партере, как это происходит в спортивных состязаниях, а добить или свалить с места происшествия.
Возвращаясь к теме паттернов, стоит отметить, что такой подход позволяет достаточно эффективно выстроить методику освоения техники стиля. По сути, каждый паттерн будет что-то наподобие ситуационной схемы боя в положении ближнего боя. Здесь уместно вспомнить о туйшоу и липких руках, которые есть и в байхэ-цюань. Один паттерн — один алгоритм (набор приемов, тактическая схема или любой другой термин, как вам удобнее) действий. То есть туйшоу, по сути базовый метод, для освоения стилевой техники в паре, а формы набор элементов для парной работы для одиночной наработки.
В целом, мы видим картину, где четко прослеживается взаимосвязь между методикой подготовки и стилевой техникой. Где каждый элемент и каждый этап обучения имеют свое место в тактике стиля. В начале, на примере Саньчжань, боец изучает самые простые действия и основные принципы. В дальнейшем количество элементов и тактических схем увеличивается. Добавляются и другие элементы, которые не совсем вписываются, на первый взгляд, в основную работу — это высокие удары ногами, прыжки и т.п. Но они тоже нужны для срыва ритма, дистанции, изменения направления движения или смены тактики и стратегии.